«Обед» черной дыры

2.04.2013, 20:32 | Просмотров: 664

«Обед»  черной дыры
Черные дыры нельзя обнаружить непосредственными наблюдениями. Об их существовании можно понять по мощному влиянию, которое они оказывают своим тяготением на движение окружающей материи. По представлениям современных исследований в центрах галактик должны находиться черные дыры.

Большинство звезд в нашей Галактике — Млечный Путь.

Более 10 лет назад ученые обнаружили одну из ближайших к Солнечной системе черную дыру. Она образовалась в результате гибели звезды класса голубой гигант. Исследователям впервые удалось довольно точно вычислить ее орбиту обращения вокруг нашей Галактики. Обнаружить черную дыру удалось благодаря тому, что она «пожирала» более малую звезду, сообщает Space Telescope Science Institute.

Открытие было сделано в результате наблюдений радиотелескопов Национального Научного общества (VLBA), объединенных в систему радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой вместе со спутниками приема рентгеновского излучения Rossi.

Результаты исследований были опубликованы 13 сентября 2001 года в журнале «Природа».

Очередное открытие в 2013 году — черная дыра обнаружена в центре далекой галактики NGC 4845 группой астрономов под руководством Марека Николаюка из Белостокского университета (Польша).

Николаюк и его коллеги обнаружили черную дыру случайно – они изучали рентгеновское излучение соседних галактик в январе 2011 года. Ученые обратили внимание, что часть NGC 4845 ярко светилась в рентгеновском диапазоне, чего не наблюдалось в предыдущие десятилетия. Астрономы заинтересовались этим и детально изучили точку вспышки рентгена, ее мощность и спектр.

Выяснилось, что галактика NGC 4845 в созвездии Девы стала заметной в рентгене из-за того, что сверхмассивная черная дыра в ее центре захватила и разорвала на части небольшой и относительно холодный объект.

«Мы впервые смогли проследить за тем, как черная дыра разрывает на части объект, не похожий по своей природе на звезду. По нашим оценкам, только внешние слои «юпитера» были съедены черной дырой, что заставило планету «похудеть» на 10% ее массы. По всей видимости, плотное ядро объекта до сих пор вращается вокруг черной дыры», — заявил Роланд Вальтер из Женевской обсерватории (Швейцария). РИА Новости.

По оценкам астрономов, масса данного объекта в 14 - 30 раз превышала массу Юпитера, что позволяет считать его крупным «горячим юпитером» или небольшим коричневым карликом.

Аналогичное событие — обед черной дыры, ученые предполагают встретить во второй половине 2013 года, когда черная дыра в центре нашей Галактики Sgr A* поглотит крупное облако газа. В последние моменты перед гибелью газовое облако G2 будет светиться в 100 раз ярче Солнца.